flag Судова влада України
Увага! Суд не здійснює правосуддя. Підсудність змінено на Нововоронцовський районний суд Херсонської області

Новый Закон о судоустройстве и статусе судей не содержит оснований для прекращения трудовых отношений с судьями, которые назначены сроком на пять лет

07 вересня 2016, 10:49
30 сентября 2016 года вступают в силу изменения в Конституцию Украины (относительно правосудия), а вместе с ними и новая редакция Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (далее – Закон), предусматривающая, в частности, проведение конкурса на должности всех судей в обновленном Верховном Суде, а также безальтернативное и по сути безосновательное прекращение полномочий всех судей, осуществляющих свои полномочия в пределах пятилетнего срока, на который они были назначены.           
      Однако, взяв курс на глобальное обновление судебной системы, законодатель не указал в статье 126 Конституции оснований для прекращения полномочий судей, назначенных на пять лет, не выписал в специальном Законе процедуру прекращения их полномочий и не обеспечил каких-либо механизмов защиты их прав в случае нарушения такой процедуры, что противоречит принципу правовой определенности.
      Так, Переходные положения Конституции с 30 сентября 2016 года будут дополнены подпунктом 2 пункта 16-1, согласно которому полномочия судей, назначенных на должность сроком на пять лет, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Такие судьи могут быть назначены на должность судьи в порядке, определенном законом.
       Пункт 17 Заключительных и переходных положений Закона детализирует, что полномочия судей, назначенных на должность сроком на пять лет, до вступления в силу настоящего Закона, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Судьи, полномочия которых прекратились в связи с истечением этого срока, могут быть назначены на должность судьи по        результатам конкурса, проводимого в порядке, установленном настоящим Законом.
      При этом какого-либо особого порядка прекращения трудовых отношений с такими судьями вышеуказанные нормативные акты не содержат.
      Применение же общего порядка прекращения трудовых отношений с судьями, предусмотренного статьей 125 обновленного Закона, также невозможно, учитывая отсутствие в статье 126 Конституции Украины, на которую ссылается статья 119 обновленного Закона, такого основания для прекращении полномочий судьи, как истечения срока, на который он был назначен.
      Таким образом, системный анализ главы 2 (статьи 119-125) раздела VII новой редакции Закона во взаимосвязи с частью седьмой статьи 126 Конституции позволяет сделать вывод, что вышеуказанная глава Закона посвящена вопросу прекращения полномочий судьи исключительно в случаях, предусмотренных частью седьмой статьи 126 Конституции. Применение же статьи 125, содержащийся в упомянутой главе, к судьям, пятилетний срок полномочий закончится, приведет к увольнению судей в противоправным способом и по ненадлежащим основаниям (фактически безосновательно), что в свою очередь может привести к массовым судебных исков с неприятными для государства последствиями.
      Возникает логичный вопрос: как поступить с судьями, пятилетний срок полномочий которых истек, учитывая то, что законодатель не определил четкий порядок прекращения с ними трудовых отношений ни в Конституции, ни в профильном законе?
      Ответ на этот вопрос содержится в статье 8 Конституции Украины, согласно которой в нашем государстве признается и действует принцип верховенства права, который очень широко и доступно истолкован в решениях Европейского суда по правам человека. Невозможно добиться правопорядка путем его нарушения, как невозможно добиться очищения судебной системы путем ее самовольного разрушения.
      Согласно части второй статьи 52 Закона все судьи в независимости от срока пребывания в должности имеют единый статус, а потому и порядок продления осуществления ими своих полномочий должен быть решен одинаково: судьям, которые осуществляют свои полномочия в пределах пятилетнего срока так же, как и судьям, которые избраны бессрочно, необходимо предоставить законодательную возможность подтвердить свою квалификацию и добропорядочность во время прохождения процедуры первичного квалификационного оценивания, в случае успешной сдачи которого таких судей следует назначить бессрочно. Только такой подход обеспечит соблюдение принципа верховенства права, который более 20 лет назад был положен в основу деятельности нашего государства.
http://zib.com.ua/